Образование остготского королевства. Теодорих Великий

Паннонские остготы находились в постоянном движении, т. к вожди их были недовольны получаемым от империи жалованьем, дружина искало более обширных и плодородных земель для поселения. Чтобы заручиться верностью в исполнении принятых обязательств со стороны готов, правительство потребовало от них заложника (ок. 461 г.). Таким образом, малолетний Теодорих, сын Тиудемира, был воспитан в Константинополе и сделался полуогреченным германским князем.

Теодорих был не только пожалован саном патриция, но усыновлен Зиноном. Для характеристики отношения империи к германским вождям, имевшим звание федератов, прекрасные места имеются у писателя Малха. Правительство Зинона ведет переговоры с Теодорихом, сыном Триария, который заявляет недовольство идущим от империи жалованьем и выставляет следующие причины для своих притязаний: «В прежнее время он мог бы удовлетвориться и скромным содержанием; ныне же, когда его поставили в необходимость собрать дружину, он должен или давать достаточное содержание своим людям, или воевать с империей». Правительство, находясь в затруднительном положении, согласилось выдавать Теодориху жалованье на дружину в 13 000 военных людей, которых он будто бы содержал у себя. Само собой разумеется, Зинон искал возможности ослабить слишком притязательного федерата, выставив против него другого варварского дружинника. Царствование Зинона представляет неоднократные примеры искусного применения этой системы, которая помогала устранять серьезную опасность без особенных потрясений. Военная и политическая карьера Теодориха не может иметь достаточного объяснения, если не взвесить все обстоятельства его воспитания и ознакомления со взаимными отношениями римского мира к варварскому. Теодорих должен считаться одним из даровитейших представителей остготского племени, который прекрасно понял положение политических дел на Востоке и Западе. Видя, что некоторым германским племенам выпала уже счастливая роль основать национальные королевства на территории империи, Теодорих не хотел более ограничиваться скромной ролью федерата, хотя бы и отличенного высшими имперскими титулами: он начинает заявлять притязания на более важные полномочия. С этой точки зрения и следует оценивать его беспокойную деятельность, пока она не увенчалась исполнением его заветной мечты. Находившийся под его властью народ-войско, оставив паннонские долины, бродил по Македонии, ища места для оседлости. Нужда и голод заставляли готов искать населенных и обработанных мест, ибо идеал варваров — владеть плодородными землями, обрабатываемыми трудом местного населения, властвуя над которым можно бы было проводить праздную жизнь господина и воина.

В 487 г остготы задумали поход на Константинополь, но Зинон, желая предотвратить поход, начал переговоры с Теодорихом о завоевании для империи Италии (в то время Италия была под властью варварскоговождя Одоакра). Теодорих пообещал завоевать Италию, Зинон – передать упревление ею Теодориху. Но, вероятно, последний хотел создать самостоятельное государство.

Зимой 488/89 г. началось народное движение среди готов. Военные люди пешком и на конях; дети, женщины и старики со всеми пожитками на возах — все эти толпы составляли громадную движущуюся массу народа. Путь шел через нынешнюю Болгарию к Срему. Здесь пытались загородить дорогу гепиды, вероятно по внушению Одоакра, но Теодорих нанес им страшное поражение, захватив их лагерь с большими запасами продовольствия. Одоакр, очень хорошо понимая, что Теодорих идет в Италию именем императора, ответил на открытый вызов тем, что провозгласил цесарем своего сына.

О ходе военных столкновений между Теодорихом и Одоакром источники дают мало известий. Первое дело было 28 августа 489 г. в Северной Италии, оно окончилось в пользу Теодориха; через месяц готы стояли под Вероной, где Одоакр собрал свои силы, но и здесь перевес был на стороне Теодориха. В то время, как Одоакр заперся в тогдашней столице Равенне, вся Северная и Средняя Италия постепенно перешла на сторону Теодориха, которому итальянцы оказывали доверие как императорскому посланцу. Большим ударом для Одоакра, окончательно подорвавшим его положение, было то, что его главнокомандующий Туфа с частью войск перешел на сторону победителя. Был, однако, еще момент, когда измена Туфы Теодориху и переход его на сторону Одоакра вновь подняли значение Одоакра в Северной Италии, но в течение 490 г. Теодориху пришло подкрепление от вестготов, с которым он нанес Одоакру новое поражение при Адде и окружил его вновь в Равенне. Три года продолжалась осада этого важного и укрепленного города; лишь с помощью флота, отрезавшего Равенну от морских сношений и от подвоза съестных припасов, удалось, наконец, Теодориху принудить своего противника к сдаче. Равеннский епископ Иоанн вышел из осажденного города в лагерь готский и начал переговоры о сдаче города. Насчет условий сдачи имеются противоречивые известия: по одним — Одоакр выговорил себе право на одинаковую власть в Италии с Теодорихом, по другим — побежденному предоставлено было право жизни. Сын Одоакра Фела остался заложником у Теодориха. 5 марта 493 г. готы вступили во владение Равенной, через 10 дней Одоакр был убит.
Хотя не может возникать сомнения в том, что Теодорих шел в Италию с согласия императора, и что сопровождавшее его войско-народ имело определенную цель поселения в Италии на более выгодных условиях, чем это было в придунайских провинциях, тем не менее, ни Зинон, ни Теодорих не могли предвидеть всех подробностей этого важного предприятия. Еще прежде, чем занята была Равенна, т. е. прежде решительного дела, определившего судьбу Одоакра, Теодорих послал в Константинополь посольство, во главе которого стоял сенатор Фест. И ранее, когда Одоакр захватил власть, он чрез посольство испрашивал у императора милости — признания его в достоинстве патриция, каковое и давало ему право на управление Италией.
Теодорих давно уже был пожалован в это звание, и, следовательно, его посольство имело другое значение. Но в это время произошли именно те события, которых не могли предвидеть договаривавшиеся стороны: в апреле 491 г. умер император Зинон, и на его место вступил Анастасий, а в Италии готы-победители подняли своего предводителе на щит и провозгласили его королем

После насильственной смерти Одоакра Теодорих остался единственным властителем Италии. После насильственной смерти Одоакра Теодорих остался единственным властителем Италии. Последовавшие затем события показывают, что Теодорих весьма обдуманно шел в Италию и знал, какая роль выпадала остготам в завоеванной ими стране. По германскому обычаю готы провозгласили Теодориха своим королем. От политического такта нового короля зависели ближайшие мероприятия в Италии. Будучи королем остготов, по отношению к итальянскому населению он являлся носителем римского военного звания magister militum и действовал в качестве представителя императора. Как осуществится в практической жизни это двойное положение — об этом, конечно, нельзя было гадать в то время. Но Теодорих спешил успокоить итальянское население прекращением военных действий, дав ему понять, что для итальянцев нет опасности в готском завоевании, что, напротив, готское войско будет оберегать мир в стране. При посредстве местного католического духовенства арианский король объявил амнистию по всем политическим делам и дал обещание жителям Италии сохранить для них римские законы, под которыми они жили, и оберегать их готской военной силой.

Господство в Италии остготов представляет не лишенную исторического значения попытку продолжить римско-императорские формы управления под господством варваров. Возникшее на почве Италии новое государственное право есть попытка соединения римлян и варваров при строгом разграничении прав и обязанностей победителей и побежденных. Носителями этой идеи справедливого и планомерного распределения прав и обязанностей между римлянами и варварами был как сам Теодорих, так и его канцлер и полномочный министр, сенатор Кассиодор, письма которого составляют драгоценный источник для истории готов в Италии. Теодорих вынес из сношений с Византией глубокое убеждение, что римские формы жизни, законы и учреждения римской империи представляют в себе достойный подражания образец, который обязательно усвоить себе всякому народу, претендующему на культурную историческую жизнь. Поэтому, заняв Италию, он стремился не к преобразованию административной и экономической системы, а к наиболее удобному способу приспособления приведенных в Италию готов к найденным ими в стране социальным и экономическим условиям. Прежде всего, он ни разу не обнаружил покушения подчинить итальянское население военной дружине, во главе которой стоял он: остготы как были, так и остались военным сословием, размещенным по городам и селениям под начальством своих вождей. За них были записаны военные участки (трех земель), с которых они получали содержание и несли военную службу.
вводят в реальные отношения и характеризуют жизнь законодательные памятники этой эпохи — два эдикта, известные по имени королей Теодориха и Аталариха. Это, впрочем, не суть акты германского права, эта собственно римское право, приспособленное к потребностям Италии и ее новых обитателей, германцев готской ветви, и регулирующее их отношение к туземному населению. В частности, наподобие древних «правд» здесь видим попытку установить норму наказаний для проступков гражданского и уголовного характера. Цель закона характеризуется благородной задачей — охранить civilitas, т.е. дать защиту римской гражданственности или, чтобы ближе выразить мысль, римской культуры. Закон принимает на себя предупреждать насильственные действия готов против римлян, богатых против бедных, крупных земле» владельцев против мелких; именно этого рода проступки всего чаще встречались на практике, от них происходили, жалобы и вопли, «доходящие до ушей короля».
К характеристике правительственных взглядов Теодориха в высшей степени важны те его распоряжения, которые касались религиозных вопросов. Известно, что готы были ариане, а итальянцы отличались нетерпимостью в вопросах веры; известно также, что везде, где близко соприкасались ариане с католиками, например в Галлии и в Африке, почти неизбежно возникали суровые преследования. Здесь, в Италии, наблюдалась самая широкая веротерпимость, о которой можно судить по следующему месту из одного распоряжения по поводу ремонта иудейской синагоги: «Я не могу приказывать в деле религии, ибо насилием никого нельзя принудить веровать».
Теодорих избрал своей столицей Равенну, где имели резиденцию последние императоры. Он окружил себя пышным двором и украсил Равенну новыми дворцами и церквами. Придворные и административные чины, перечисляемые у Кассиодора, указывают, что придворная и провинциальная администрация остготского короля была полным подражанием римско-императорской. Провинциальное устройство и городовое муниципальное управление осталось без изменений, как было найдено в эпоху завоевания. Префект претории был высший административный чин, у которого сосредоточивались все нити гражданского управления Италией.
Сами готы составляли государство в государстве, сохранив военное устройство и неся обязательство военной службы. Они были подчинены особым военным чинам, сидевшим в городах и имевшим под своей властью как городские гарнизоны, так и раскинутые в ближайшей области готские поселения. Для высшего суда и для решения спорных дел между римлянином и готом назначались особые королевские чиновники, comites Gothorum.
Отличаясь в высшей степени терпимостью в делах веры и предоставив Римской Церкви многие привилегии, Теодорих одушевлен был горячими желаниями общественного блага и мира. Продолжительное мирное правление Теодориха было для Италии истинным благодеянием. В желании блага своим подданным король не ограничивался лишь возвышенными планами и мечтами, но глубоко затрагивал реальные интересы. Так, он восстановил полуразрушенную дорогу Via Appia, заботился об осушении Помптинских болот и возобновил стены Рима. Он поставил готское королевство в Италии на высокое положение между современными государствами, завязав политические и родственные связи с целой системой германских государств: с вандалами, вестготами, бургундами, тюрингами и франками. Высокой терпимостью в делах веры и гуманностью он содействовал процессу сближения победителей и побежденных, и если не последовало слияния наций, то, во всяком случае, итальянцы достигли известной степени благосостояния и спокойствия, которого давно не имели. Памятником высокого художественного вкуса и религиозного настроения Теодориха служат прекрасные равеннские церкви, пользующиеся всемирной известностью по своим мозаикам. Такова церковь св. Аполлинария Нового, сооруженная в честь св. Мартина и получившая нынешнее название в IX в. Большинство сохранившихся в ней мозаик принадлежит времени Теодориха. По некоторым мозаикам можно составить себе идею о прежней Равенне. Такова же церковь св. Виталия, построенная, во всяком случае, в первой половине VI в., и церковь св. Аполлинария во флоте (in Classe) с мозаиками, имеющими высокое художественное и историческое значение.

 

Перестав быть столицей государства, Рим не терял, однако, своих привилегий как первый город Италии. Эти привилегии выражались и в особом административном чине для управления городом и округом Рима (praefectus urbi), и в высшем первенствующем для всей Италии церковном положении римского епископа. Теодорих был весьма внимателен к римскому сенату, который если и не имел участия в общегосударственных делах, сохранял, однако, некоторые из древних преимуществ и, между промчим, сносился непосредственно с императорами и имел голос в выборе епископа города Рима. Отношения к римскому епископу тем трудней было урегулировать, что Рим находился в церковной вражде с Константинополем. При епископах римских Геласии и Анастасии II (493—498), пока император еще не настаивал на применении Энотика, поддерживались мирные отношения, но в 498 г. в Риме произошли раздоры по случаю выбора нового папы и обнаружилась борьба политических партий. На этот раз выдвигались два воззрения: партия Анастасия, склонявшаяся к уступкам по отношению к халкидонским постановлениям, и партия его противников, не желавшая никаких уступок и подвергавшая анафеме имя Акакия. Со смертью папы Анастасия в 498 г. в самой Римской Церкви произошла схизма, выразившаяся в избрании двух кандидатов на вакантный трон: одна партия избрала в Латеране Симмаха, другая в церкви св. Марии Лаврентия; оба кандидата в один тот же день приняли посвящение. На этот раз Теодориху при всей его терпимости в делах веры нельзя было оставаться холодным зрителем римских событий

В 500 г. Теодорих посетил Рим по случаю происшедших там раздоров при избрании нового епископа. Сенат и народ оказали ему торжественную встречу за стенами города, льстецы говорили ему приветственные речи, восхваляя его как второго Траяна, а арианский король как верующий католик прежде всего посетил базилику св. Петра и отдал поклонение гробу верховного апостола. В сенате держал перед ним речь от имени сената Боэций, сам король в торжественной речи говорил народу, что свято сохранит законы императоров, и позволил иссечь эти слова на медной доске «в вечное воспоминание». Дав народу цирковые игры, король назначил в ежегодную выдачу бедным города по 120 тыс. мер хлеба. Все, по-видимому, свидетельствовало, что нет никаких недоразумений между Римом и королем Теодорихом, который повелевал в древней императорской столице с таким же авторитетом, как и у себя в Равенне.

Недостаточно было взвешено одно обстоятельство — политический пульс бился не в Равенне, а в Риме. При живых сношениях с Константинополем и при свободе выборов епископа в Риме могло образоваться опасное для готского господства национальное движение. Первые признаки неблагоприятного для готов настроения обнаружились в 520— 521 гг. по случаю еврейского погрома в Равенне, во время которого сделалась жертвой поджога еврейская синагога; в то же время подобное же движение произошло и в Риме. Теодорих решился дать хороший урок виновникам погрома, приказав православному населению Равенны вознаградить причиненные евреям убытки. Это распоряжение вызвало бурю негодования. Стали громко говорить, что король и его министры — еретики и что для них православие пустой звук; сопоставляли слухи о суровых мерах против ариан и других еретиков, принятых императором в Константинополе.

В особенности положение короля Теодориха подверглось большому колебанию вследствие неосторожного его приговора по политическому процессу и сделанного им распоряжения о запрещении римлянам носить оружие. Некто Киприан сделал донос на патриция Альбина, что он поддерживает тайную переписку с императором и замышляет измену против Теодориха. Современные событиям писатели Прокопий и Иорнанд обвиняют Теодориха, что он придал значение доносу и, не разобрав внимательно дела, осудил на казнь лучших граждан Рима и тем запятнал свою память перед потомством. На суде Боэций выступил в защиту Альбина и, между прочим, говорят, сказал: «Если вы обвиняете Альбина в том, что он желал свободы, то в таком случае мы все преступники, и я, и весь сенат — мы все надеемся достигнуть свободы!» Эти неосторожные слова послужили поводом привлечь к обвинению и Боэция; он посажен под стражу, где и составил известное сочинение «Утешение в философии». Следствие закончилось обвинением Боэция и его тестя Симмаха, виновные присуждены к смертной казни с конфискацией их имущества. Новейший историк Рима Грегоровиус находит, что хотя подлинных актов сношений с императором не было представлено, но весьма вероятно, что тогда уже начались сношения Рима с Константинополем, имевшие целью возвращение Италии под власть императора. Видя в этом крушение всего дела своей жизни, Теодорих не мог остановиться перед самыми большими жертвами. А т. к. то, что было преступлением перед королевским судом, рассматривалось как высокое и патриотическое дело в глазах римских писателей, то вопрос о виновности Боэция и Симмаха и доселе служит предметом разноречивых суждений.

Между тем резкие меры, принятые в Константинополе против всяческих еретиков и, между прочим, против ариан, не могли остаться без болезненного отклика в Италии. Теодорих не мог не усматривать в эдикте против ариан, которых в Византии оставалось мало, прямой вызов со стороны императора и как бы желание затронуть национальные чувства итальянцев и религиозный фанатизм духовенства и возбудить вражду к еретическому королю. Король ответил, в свою очередь, преследованием православных или католиков и, не теряя надежды на разъяснение, недоразумений, пригласил к себе в Равенну папу Иоанна и дал ему поручение идти в Константинополь с требованием отмены эдикта против ариан. Если бы исполнение этого желания встретило затруднения, то посольству было поручено настаивать и даже угрожать войной.

Итальянское посольство встречено было императором и высшими классами населения с исключительным почетом, папу приветствовали как наместника св. Петра и оказали ему высшие почести. Хотя предмет посольства не был выполнен и закон против ариан не был отменен, но слухи об особенно почетном приеме и о тайных переговорах, будто бы веденных папой Иоанном в Константинополе, вселили в Теодориха подозрение, что посольство ему изменило. Когда послы возвратились, он заключил их в темницу, где папа через несколько дней и умер. Казни и темничные заключения, к которым стал прибегать Теодорих в последнее время, значительно охладили отношения между готами и римлянами. Принимая под влиянием страха и раздражительности не совсем согласные с его характером исключительные меры, он налагал руку на все дело своей жизни.

 

О смерти Теодориха существуют различные легенды. Самой распространённой считается версия Прокопия: Теодорих по доносу казнил Симмаха и Боэция. Через несколько дней после казни на пиру увидел голову рыбы, и ему показалось, будто это Симмах, ибо у рыбы была сердито закушена губа и глаза смотрели осуждающе. «Раскаявшись в таком поступке и глубоко подавленный горем, он умер немного времени спустя, совершив этот первый и последний проступок по отношению к своим подданным».
Встречаются также и другие описания смерти великого короля, например, видение отшельника с о. Липари, в котором «король без пояса и обуви, со скованными руками, был сброшен папой Иоанном и патрицием Симмахом в кратер соседнего вулкана» и подобные этому версии, более похожие на мифы, чем на исторические описания.

Амальские преемники Теодориха.

После смерти Теодориха к власти пришёл Аталарих (526-534), его внук по дочери, которому в то время было восемь лет. Аталарих воспитывался матерью Амалазундой, отец его к тому времени уже умер.

С кончиной Теодориха кончилась личная уния ост- и вестготских королевств. Вестготский король Амаларих приступил к самостоятельному правлению, и, как следствие, власть Равенны понесла ряд потерь: возвращена вестготская королевская сокровищница, пришлось полностью отказаться от испанских налогов. Рона стала настоящей границей, из-за чего прекратилась совместная защита готской Галлии, что возложило на Равенну дополнительное бремя. Кроме того, остготское войско понесло большие потери, так как каждый гот был вправе выбрать одно из двух готских подданств..

Аталарих из-за малолетства не мог быть войсковым королём, что было конститутивным элементом власти варварских королей), и главнокомандующим стал Тулуин, дружинник Теодориха и супруг представительницы рода Амалов.

Амалазунда рано начала попытки улучшить отношения со своим двоюродным братом Теодахадом (имение его матери после её смерти было конфисковано). Амалазунда выразила готовность к частичной реституции, если Теодахад будет лояльным.

  Под предлогом неготского воспитания Аталариха (которое заключалось в том, что Амалазунда наняла ему в учителя остготских старейшин и разрешала сечь мальчика розгой) придворная партия непримиримых – антиимператорская группа, к которой принадлежали Теодахад и Тулуин – берут под контроль юного короля. Регентша уступила их требованиям, но и после этого разразился кризис. Амалазунда просит императора о политическом убежище, и Юстиниан соглашается его дать. Однако сама правительница осталась в Равенне, отправив к императору парусник с государственной сокровищницей.
         В 532 году франки напали на Бургундию и временно заняли остготский Арль, и Амалазунда отправила на войну Тулуина, где он и погиб, а корабль после этого вернулся домой через Адриатику.

  В 533 году регентша сделала новые назначения на важные посты, а 2 октября следующего года скончался Аталарих.

Теодахад (534-36)  

После смерти сына Амалазунда восходит на трон, Теодахад делается её соправителем. В последние недели 534 года Теодахад удалил сестру из Равенны.

Годом спустя её убивают представители побеждённой партии знати, что становится для Юстиниана casus belli, «объявлением войны, исключающей всякий мирный договор».

Теодахад во время тайных переговоров выразил готовноть отречься от престола в пользу императора и попросил о политическом убежище в Византии в качестве сенатора.

Пока шли переговоры, восстали императорские войска в Карфагене (весна 536) и одновременно готы добились успехов, но вскоре имперская армия опять берёт верх.
В 536 г. Велизарий, полководец Юстиниана, взял Неаполь, покорил Кампанию, и за ней всю Южную Италию. В ноябре 356 году Теодахад умирает на пути из Рима в Равенну, убитый по приказанию нового короля.

 

Неамальские короли.

Витигис (536-40) происходил из «выдающегося рода», королём после бегства Теодахада его провозгласило готское войско. Обосновал свою власть как власть «войскового короля» и выплатил 2000 фунтов компенсации франкам за ненападение на Италию (ровно 5 процентов от суммы, отправленной Амалазундой Юстиниану). Таким образом усиливает свою армию за счёт галльского войска.

Витигис женился на дочери Амалазунды и стал готовиться к войне. Собрав около 150000 войска и обратившись за помощью к франкам, которым обещал уступить Прованс, Витигис энергически стал осаждать Рим (537 - 538). Искусство и вероломство Велизария заставили остготов, после года осады, отступить и поспешно удалиться в Равенну; Велизарий овладел почти всей Средней Италией, взял, при помощи хитрости, Равенну (декабрь 539 г.), и возвратился в начале 540 г. в Константинополь, вместе с пленным Витигисом, который обратился в православие, получил богатые имения в Малой Азии, сан сенатора и титул патриция. Однако, < остготы > не прекратили борьбы. Они избрали королем Ильдебальда (540-541), храброго полководца, племянника вестготского короля Тевдеса. Он удачно сражался с мелкими отрядами врагов, но был убит. Королем был выбран Эрарих (541 г.), который, через 5 месяцев, был убит. После его смерти остготы  выбрали королем Тотилу, сына брата Ильдебальда. Тотила, стянув к себе разбросанные отряды остготов, перешел Апеннины, взял Беневент, Кумы и Неаполь и занял всю Южную Италию, а в 546 г. вступил в Рим. Юстиниан вторично послал Велизария в Италию, но у него не было достаточного количества военных запасов, а в 549 г. он должен был удалиться из Италии. Остготы  завладели Сицилией и Корсикой, грабили Корциру и берега Эпира. Юстиниан, однако, не согласился на мир, который ему предлагал Тотила, и готовился к большой войне. Узнав об этом, приморские города Анкона, Кротон, Центумпеллы, еще не взятые остготами, стали обороняться энергичнее. Близ Анконы произошла битва; готский флот был разбит. Новый главнокомандующий визант. войск в Италии, Нарзес, двинулся к Равенне. При Тагинах (в Этрурии), в июле 552 г., произошла решительная битва с остготами; Тотила был смертельно ранен и умер, остготы  были разбиты. Собравшись в Павии, они выбрали королем  Тейю (Тейяс), отважного полководца Тотилы: это был < последний  король  остготов. С небольшими остатками остготов  Тейя отправился из Павии на помощь к осажденному его брату Алагерну. На берегу рч. Сарна, впадающей в Неаполитанский зал., он встретился с Нарзесом. Голод заставил остготов  вступить в отчаянный бой. Три дня мужественно сражались они; Тейя был убит, часть остготов  отправилась в Павию, другие разбрелись по Италии. Брат Тейи, Алагерн, долго защищал Кумы, где находилась королевская казна. Остготы  думали, при помощи франков и аллеманов, вернуть Италию, но были разбиты Нарзесом на берегу Вольтурны, у Казилина (554 г.). Оставался еще отряд остготов  7000 человек, который засел в горной крепости Кампсе, хорошо снабженной продовольствием. Через несколько месяцев, однако, и этот отряд сдался Нарзесу Остготское королевство пало после геройской двадцатилетней борьбы; Италия, вскоре после того, перешла в руки других варваров - лангобардов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.    Прокопий Кесарийский «Война с готами», «Война с варварами»

2.    Удальцова З.В. «Италия и Византия в VI веке»

3.    Вольфрам Х. «Готы: от истоков до середины VI века»

4.    Успенский Ф.И. «История Византийской империи»

5.    Малый энциклопедический словарь Брокгауза - Ефрона

Используются технологии uCoz